mom_of_mankind (mom_of_mankind) wrote in internal_child,
mom_of_mankind
mom_of_mankind
internal_child

Январь-март 2016: психология, мифы и поэзия сущности ИРИС

 Психологические форматы.
Мой семинар для взрослых про потребности, ценности, границы, ресурсы - наши и наших детей - раскачал. Видно, что многих. В результате - много сопротивления, это признак того, что попали "в горячее", пошли в настоящее и можем отлично проясниться при желании и экологичном подходе.
Старшие отрабатывают множество задач в сложных условиях. Опыт индивидуальных сессий показал, чтона стороне детей достаточное количество времени находится крайне маленький процент родителей. Кто-то живёт в активной оппозиции («родители – это те, кто ругается и наезжает»), кто-то пребывает глубоко внутри ребёнка («мама говорит… мама считает…»), кто-то как-то… мимо (отсутствует в вербальной системе напрочь). А чтобы именно на его стороне – включенным наблюдением, поддержкой и достаточным пространством для ребёнка – нет. Возможно, это нереально сегодня? Может, нужны годы «мутации» для того, чтобы выйти в осознание? Вздыхаю! – и себе, как маме, в первую очередь, безо всякого осуждения или снобизма.
Так вот. Дети ищут снятия напряжения. Ищут «спокойного», «неяркого», «ленивого». Им это удаётся благодаря их адаптивности, здоровой природе, хорошей защите.  Главные темы терапевтической работы неизбывны: безопасность, границы, ресурс. И главный ресурс, конечно -  общение, контакт, поиск и нахождение понимания и принятия (всё то же банальное: «счастье – это когда тебя понимают»), наряду с этим – творчество. Какие же творческие у нас дети! Пишут, рисуют, выдумывают, воображают – одним словом, генерируют новые реальности. Это - задел успешности и счастливой жизни. Если поддержать, конечно, а не относиться к этому как к помехе к обучению или просто - «никак».
В групповых терапевтических практиках мы учимся говорить из себя, осознавать себя, быть честными с собой – соответственно, с другими. Чувствовать (есть, к сожалению, тенденция «не чувствовать»), проявлять и выражать чувства цивилизованно – то есть честно. Замечать и свою силу, и свою слабость, беспомощность. Отслеживать и своё удовольствие, и свой дискомфорт, напряжение. А фоном – постоянное накопление ресурса. Острый возраст, острые моменты столкновения мнений и гендерных различий, тяги и отторжения – и замещения одного другим… Учимся узнавать настоящее, распутывать лабиринты сложных чувств. Взаимодействовать тоже учимся, одновременно продираясь сквозь толщу воды на нашей подводной лодке. Увлекательно, целительно, непросто и – про жизнь.
…А как же интеллектуальные усилия?
Как ни странно, среди этой борьбы за расслабление интеллектуальные усилия они тоже прилагают. В гормональной и социальной борьбе - ещё и учиться успевают понемногу. Умные, развитые, прекрасные отроки. Просто ура и аллелуя.
Миф
Сюрпризы, вопросы, открытия
(заметки)
Дедал и Икар.
* Небывалая награда, которую предложил Минос – интересно, что это? А ради какой награды мы сами стали бы участвовать в этой истории с раковиной? К примеру, я бы пошла на это потому, что люблю головоломки – и ради бунгало с двумя дельфинами))) А  Маруся и Ума удовлетворились бы  щенком, Варе нужна конюшня с лошадкой (рядом с моим бунгало, чтобы я могла общаться с её лошадьми, а она – с моими дельфинами), Саша хочет от Миноса ноутбук (через несколько недель его мечта сбылась и без волшебства), Алисла и не знает, о чём мечтать…
Люди не летают потому, что руки («крылья») слабые. Попробовали «долететь» докуда-нибудь (бегали, махая руками), получилось «до остановки автобуса»: дальше помешала ломота в плечах. Не получилось бы из нас Икара, только Элис сильная, долетела бы чуть дальше.
Решили разыграть, предлагаю роли (Дедал, Минос...), Ума: "хочу быть... Ниткой (к которой привязали муравья, проползшего через раковину) - тут же нашлись и Муравей, и Раковина, и Капля Меда.
непонятно все-таки, как умер Минос: опрокинув на себя кипяток, любой бы отпрянул, максимум - получил ожоги. Недодумка народная?
получив открытую тризоподобную задачу про раковину, раздухарились трое. 1. Алисла предложила смошенничать, всунуть две нитки с разных сторон, воском подклеить - авось прокатит. Саня развернул технические усовершенствования с наноколесиками, обещал глупой мне принести в следующий раз схему механизма. Ульяна вносила поправки. Остальные были судьями, так как знали, к сожалению, ответ на эту задачку.
Минотавр
обнаружился акцент у старших на зоофилической истории, а меня в связи с этим озарило, как фраза " ну и целуйся с ним" подходит под контекст ревнивой мести богов Пасифае.
Критская цивилизация манит своей праздничной мудростью и красотой - и трагическим концом в духе Атлантиды. Никита комментирует роль морской стихии в этой истории цитатой: "Я тебя породил - я тебя и убью".
Злодеи манят ещё больше. О Прокрусте рассказывают друг другу с восхищенным ужасом, в хитпараде злодеев он занимает первое место. Ещё радуются возможности плеваться и фукать от информации о всяких физеологических истоках знакомого: в хвосте павлина - глаза Аргуса, аконит - слюна Цербера. А  вот янтарь - слёзы сестер Фаэтона, превратившихся в чёрные тополя -  поэзия!
*  В мультике интересна трактовка: Прокруст считал, что в мире много проблем из-за того, что люди разные («нет единой меры»). Значит, «прокрустово ложе» - не только неудобное место, впихивание человека в чужую картину мира тоже можно назвать так. Очень откликнулось в процессе осознания подростковой нетерпимости к чужому мнению.
Лабиринт был многоуровневым - критяне не выравнивали почву под свои строения, огромный кносский дворец - тот самый "лабиринт Минотавра" - изобиловал лестницами. Пройди такой без "путеводной нити"! А представить, что его отстраивали вручную после разрушения заново, немыслимо. Полину впечатлило и развернуло в монолог на эту тему, который она повторила раза три практически без изменений, только с разной жестикуляцией и интонациями.
* ТРИЗ и здесь не сработал полностью, так как народ у нас эрудированный, всё про нить Ариадны знает с младых ногтей. Вариант Элис «разбросать зёрнышки» (или камушки, или крошки), как Гензель и Гретель, тоже приятный, но у тех ведь всё закончилось плачевно…
* Бывает, что, пересматривая один и тот же фильм, человек каждый раз надеется на то, что «в этот-то раз всё закончится благополучно». Смотря мультфильм, ребята молились, чтобы Тесей не забыл паруса сменить… «В мультике же может быть счастливый конец! Это же мультик! Для детей!» Интересное объяснение.
Борцы с чудовищами – общая тема (Персей, Тесей, Геракл, Беллерофонт, Ясон…)
* Маша З. считает, что мифология нужна для того, чтобы знать астрономию (названия созвездий), так объясняет себе важность предмета: не может смириться с тем, что ей нравится, а прикладного смысла найти не получалось. «Понимаю, что и математика, и чтение, и география, и даже иногда письмо, а сами МИФЫ - для чего?!» - на глазах  уже злые слёзки, видно, что вопрос очень волнует. Пытаюсь внутри истории показать связи: Тесей, Персей, Ясон росли вдали от отца и возвращались, Персея услали к чудовищу, Белерофонта услали к чудовищу, Одиссей возвращался… Это связи всего со всем, и это – важно. Насуплено повторяет: нет, пусть будет про астрономию. Ладно. Продолжаем рассказывать. Пегас  родился из крови Горгоны – как связано ТАКОЕ (тёмное, опасное, ползучее) с ТАКИМ (поэзия, полёт, белое). Маша разводит руками снисходительно: «хотите сказать, что антонимы взаимосвязаны?» - нокаут! И ещё один нокаут: «сказки нужно читать для того, чтобы потом таблицу по работе быстро прочитать без затруднений». Понятно, почему с мифологией такая сложность: вроде, счастье – но как будто «не про учёбу», нет прикладного смысла, не видно... «Развиваем мозг» и всякое «учимся размышлять» не работает. Другие ребята продолжают это муссировать. Варя: «Мы учимся всегда, что ли? А интересно, во время еды учимся? Или это единственное время, когда мы не учимся? Если некоторые даже во сне учатся…»
Аргонавты
* Для меня самым главным открытием – скорее, синхронией мыслей - явились слова песни «Арго» «Иверии» (слушали и на грузинском, и под «минус» сами пели и «гребли» - важно делать одинаковые движения, иначе плыть невозможно!), и даже малость «виноградную лозу» изобразили (танцевальное движение), в тему машинного сопротивления своему «хорошему»: «Путь – вся цель гребцов». Точно ли мы уверены, что наша цель – именно то, что нам нужно? И что нам нужна цель? И что бывает, когда мы цели достигаем? Ставим другую? И удовлетворение получаем только при достижении? У всех по-разному. Ждём лета – это что, значит, хотим, чтобы быстрее прошла весна? Решаем задачу, чтобы найти ответ и закрыть тетрадь? Глаша усилила: «мы так хотим день рождения, а в итоге – быстрее состариться…» Я, как человек процесса, наслаждаюсь дорогой. Есть люди цели. Всё это очень интересно. Философские, можно сказать, вопросы. Глаша: «Да, Лена, похоже, мифология тесно связана с психологией». Если принять во внимание, что это объяснение мироустройства «новорожденного» человечества, чего там только с чем не связано, ага.
Про связи – это образование. Пресловутое «системное мышление».
Поэтические страницы
* Поэзия с младшими. Незнайка. Рифмы. Стихотворные размеры. Театральные скетчи (как можно смеяться, сценка «ссора»). Дразнилки,  «солёный огурец» - игра. «Стихотворенье сочиняю о том, как мило я играю» и ещё машки-кашки от Маши З., Маруся – рифмовки про цифры («пятёрка лезет в норку, шестёрка любит корки» и проч., надо бы попросить оригинал)), Саша – про свою любимую игру в танки («Голд… Зевс… И тут же Изида спустилась с небес…» - не знать, что про танки, так чистая мифология))), от Ульяны - переписывание своего старого стиха, Элис тоже пыталась в своём блокноте что-то восстановить, но результата не показала. Варя читала книгу детских стихов всё это время, потом выбирала – и нам вслух. Мы определяли размер.
Старшие – поэзия, Пося соображает в размерах стихов, всё помнит и понимает. Хоры слушали –говорили про тембры, попали в тему средневековых певцов-кастратов. Удивительно, куда и что может завести. «Горные вершины» запомнили из смысла, сравнения переводов, хоров, получили опыт: «можно не учить стихи наизусть».

Разное
На рефлексивном кругу перед второй половиной дня говорю: «пора учиться!"
Тихий стон Никиты: "не наааадо..."
Предлагаю усилить, продекларировать это вслух. Когда решается и выговаривает громко, втянув голову в плечи и сжавшись - солнце выходит из-за облака. Это замечают все, начиная выкрикивать то "надо учиться", то «не надо", проверяя реакцию неба. Оно путается: солнце то выходит, то опять прячется. Глаша тихо замечает, что не учиться скучно. Ме спорит с остальными про знак неба. Начинаю фразу " мне жаль, что мы являемся для вас..." и запинаюсь, Яна подсказывает: "преградой для радости".
Книжка о Крите заинтересовала на занятии, но с тех пор с полки её никто не взял (Маруся только мне подбежала показать). Вконтакте и вайбер с вотсапом заманчивее... А младшим - свои игры. Взять детей с собой в свои ценности получается в менее " учебных" вещах: полюбили самоцветы, которые я таскаю с собой на любой процесс, зажглись вязать игрушки крючком с мамой Умы. И я вяжу с ними. Я - самая отстающая ученица: похоже, слишком напрягаюсь.
* Занятие Егора с младшими в стиле ТРИЗ  впечатлило – тем, что сложно было включить мозги. «Нарисуйте, как это работает» - такая сложная задача оказалась… А в конце я схулиганила: написала на своём «рабочем» листочке «Пошли в кино!» и показала учителю: хотела его зазвать экспертом на «Боги Египта». Он быстро свернул занятие, раздал задания – и мы ушли. Это было весело! Чувствовать себя учениками, сбежавшими с урока.
* Интересно было сочинять квест про падежи на сашин день рождения с девчонками, рифмовать, веселиться и скрипеть мозгами. Пося придумала, Пося начала. Остальные - с прохладцей. А довела до конца только я. Остальные перестали интересоваться быстрее, результат не вдохновлял. Квест удался. Саша справился. Девочки активно подсказывали: «поищи, где! Может, за телевизором?»
* Честное «Не хочу» звучит всё чаще. Это здорово. Это – шаг! Моё «Никита сегодня рулит, вместо того, чтобы юлить и оправдываться, спокойно и честно озвучивает своё нежелание» - «ну, Ленаааааа!» (весёлая Даша с весёлой обидой, что ей предпочли Никиту)
* Полиночки, играя в ладушки и всячески регрессируя от радости встречи после двухнедельной разлуки, слушая в полуха про намечающийся тренинг для подростков: «мы не подростки, мы – дети! Подростки – это после тринадцати!»
Tags: ИРИС, Москва, воспитание, дети, индивидуально, музыка, образование, обучение, психология, семейная школа, семейное образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments