mom_of_mankind (mom_of_mankind) wrote in internal_child,
mom_of_mankind
mom_of_mankind
internal_child

ИРИС 19.10.15+

В понедельник мы попробовали несколько более комфортную сетку
перерывов. Старшие были счастливы пятнадцатиминутному чаепитию в 11.00. Когда кто-то пытался заныть по привычке про «опять заниматься», зыркнула (мол, ах вот вы как, вам хорошо делаешь, а вы…) – и все быстро разбежались по кабинетам. Есть теперь чем шантажировать, в общем… Шантажировать, угрожать – вот оно, свободное образование! J (позволяю себе так шутить: в тёплой семейной атмосфере - можно! Некоторые вот считают, что институт семьи – одна из самых манипулятивных моделей взаимоотношений. Хотя по-разному бывает, но по большому счёту… мммм… )
Наблюдала за процессом занятия английским языком в четвёртой группе. Теоретический блок. Ужас что такое. Сидела и таращила глаза на весь этот бред, который несли весёлые дети с «плохим настроением» (так объясняли некоторые своё задорно-прокрастинационное поведение). И «does» - признак настоящего времени, и в третьем лице добавляется «ing», и извечное «какие есть формы у глагола «to do»? – «to be»! - и наоборот. Между «о, нет!» и «я этого не вынесу» и «зачем это нужно», между мурашёвскими рисуночками и кодами («это же костылики, Костя, ты не понимаешь», «дай нарисую короля Уилла» - и всё это используется не для дополнения, а для объяснения Косте, что он «не то» и «не так»…) Костя рисует схемы, просит их повставлять разные глаголы, потренироваться. С трудом включаются, не могут вспомнить ни одного действия. Спорят по каждому вопросу друг с другом, причём замечаю, что «переспаривают» правильное предположение. Некоторые дети! Даже когда один из четырёх – уже малопродуктивное занятие, в таком камерном коллективе каждый имеет гораздо большее значение, чем в большом.
Плохое настроение. После замечательного чаепития и просьбы так всегда делать?... Ага. Исследуем.
Английские первоклашки – просто звёзды, по-моему. Говорят, пытаются читать, записывают. Во второй группе некоторые озадаченные дети пытаются смириться с тем, что с ними говорят на непонятном языке))) Саша такой грустный по этому поводу… Третья группа – со сделанной «домашкой», радостно вызываются читать за того персонажа, у которого больше текста. Да ладно!.. Трудно поверить своим ушам.
Младшие освободились с читательского клуба раньше, играют взаперти в «воронки», кроликов и домохозяек – со стульями, подушками и тканями. Места для таких игр крайне мало, стою «на стрёме», пытаясь регулировать вращение «стихий» и помогая «ликвидировать последствия катастроф». И вот, наконец, привозят обед. Ура.
В мифологии – крайне спорная, и поэтому благодатная тема: первая женщина. На радость нашим маленьким шовинистам. И первые «грешники». Много тем, много разворотов, вопросов, рассуждений. Как подготовленных, так и незамеченных ранее мной веток – а я увидела мифы могучим деревом с многочисленными ответвлениями, - а именно: положение и значение женщины во времена патриархата и в современности, фразеологизмы «ящик Пандоры», «сизифов труд», «муки Тантала», - оказалось, что пришедший к нам в гости третьеклассник Егор - не Кьеркегор, ему не близки философские экзистенции, он считает, что нет ничего недостижимого, Тантал просто не всё сообразил, - очередные, так  любимые детьми, страшилки, очередной глубокий «карман» морально-этических размышлений о жадности, тщеславии, страстях человеческих, очередные духовно-мировоззренческие пласты в понимании радостей и забот, высоты с лёгкостью и болезненной тяжести. Мамочки. Причём дети в основном сейчас  - некоторая имитация родителей, сейчас ли, навсегда ли – в наших силах присмотреться, прислушаться к их внутренним импульсам и чаяниям, чтобы не растить себе подобных, а быть рядом с инаковым чудом, в восхищении, удивлении и зачастую недоумении.
У младших многое развивается в сторону объяснения ими же языковых оборотов: книгу написал Большой Умница (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87), язык посему поэтический, метафорический, вызывает вопросы и развивает речь. В этот раз зацепились за «украсили запястьями», «ларец», «тын» (я и песенку пропела на стихи Ивана Сурикова про рябину, склонившуюся «до самого тына»), и «из них вырастали гордецы…»  - Маша удивилась, из головы, что ли, у них вырастали? Обсудили, что их них вырастет. Попросту – кто кем хочет стать. Я играла в предсказательницу, рядом со мной сидели учёные, архитекторы, музыканты… Делились своими собственными «ящиками Пандоры», предполагали, когда именно человек может испытывать танталовы муки (что является ядом в понимании каждого – ведь совершенно разные вещи, кому-то тархун – нектар, кому-то лимонад – отрава, а мы ведь ещё писали рецепты амбросии и нектара, каждый – то, что ему кажется божественной едой или питьём, старшие не успели, я попросила подумать над этим дома), что является сизифовым трудом (больше всего понравилось из обучения: «когда заставляют, ты учишь, учишь, и всё сначала каждый раз, так как понимаешь, что ничего не выучил – это сизифов труд». Перевернула в свою пользу ничтоже сумняшеся: «пока сам не захочешь, не поймёшь, что тебе надо – будет сизифов труд, совершенно верно»). Внезапно озадачились заменой деревянной втулки колесницы на восковую - а почему она развалилась? Тёрли ладошки, вспоминали про воск, трение, нагревание. Запоминали имя с помощью ритмизации (Пелоп, Пелоп, Пелоп - классный наездник, как "тыгыдынский", или "тугудунский конь" из анекдота), выговорили даже Пе-ло-по-несский полуостров.
Со старшими почитали Эсхила «Прометей прикованный», хор Океанид (Глаша, Даша, Полина) возглавляла Пося, Гермеса читал Никита, Власть – Ярик, а Прометею-Глебу досталось больше всего, и он выложился до упора, просто – язык на плечо. Его ещё и тыкать ручкой пытались (орла изображая), «приковав» к ручкам шкафа. Это было волшебно: такое трагическое занудство неудобоваримое на шесть страниц осилить, причём с готовностью, войдя в роли.
«Будешь ночи рад,
   Что звездным платьем жаркий закрывает свет.
   И солнцу, что ночную топит изморозь.
   Не будет часа, чтобы мукой новою
   Ты не томился. Нет тебе спасителя.
   Вот человеколюбья твоего плоды…»
По-моему, детям вообще нравится читать вслух – судя по занятиям английским, литературой, мифами… Ото всюду слышно «а можно мне?» И из-за Эсхила продвинулись не так далеко в информации, как младшие. Это ничего. Оно того стоило. Попрощались по-гречески: андио!
Каждый раз я пытаюсь сказать себе: ну, вот, обсудим последнее важное, основное, для понимания системы – и прыгну к Тесеям-Одиссеям, им же надо по школьной программе. И каждый раз  - очередное «важное».
Надеюсь, в следующий раз запакуем основной пласт с помощью географической карты и потопов-пожаров (с отсылкой в другие религии), дальше – вразбивку.
Во вторник на кругу Аня провела игру «волшебная шляпа». Изображали разных животных, угадывали с полувзгляда, иногда даже движения были не нужны. Разошлись по занятиям.
А потом пришла Пося.
А потом пришла Полина.
А потом пришла Алиса Ла.
А потом я ушла.
Думаю, что когда-нибудь подошла и Алиса Ма, и Никиты что-то с утра не было…
Пять опоздавших – это и для большого класса значимо, а в нашем случае – почти треть всей школы, треть каждой подгруппы.
Грех жаловаться!
Уже целых две трети есть, и мы хорошо работаем, в прошлом году было гораздо сложнее.
В среду у меня были отдельные дети на индивидуальных музыкальных занятиях. Продуктивно и интересно. Варя написала мелодию в испанском стиле, которую мы вместе обработали и покажем на ярмарке, Глаша восхитилась возможностью играть песни «так легко», всего на трёх аккордах, Пося подудела и понажимала на клавиши, Полина доковыряла свою пьеску и заказала «в следующий раз что-нибудь весёленькое». Даша долго мычала в сомнении, когда же ей хочется попеть, и не успела.
В четверг у меня тоже были отдельные дети на индивидуальных занятиях – музыкальных и не только: проводили аудиозапись осенних стихов. С проработкой, выявлением смысла, акцентов и прочих тонкостей, не забывая наблюдать за графическими изображениями звуковой дорожки и регулировать динамику голоса. Титанический труд! (дети знают, что означает это выражение, титанов упоминаем практически каждый понедельник))). Ещё пытались записать общий трек с младшими, а утром отрабатывали русский язык со старшими, поиграв, поболтав, посмеявшись и поспорив, закрепили синонимы, антонимы и «о!- монимы», а также поразвлекались с анаграммами из «Зубаки». День был странный, дети без причины плакали («у меня так бывает: вдруг хочется поплакать…»), напрягались, тревожились – сколько «мокрых собак», силовых  и дыхательных упражнений для освобождения и расслабления пришлось сделать!.. Видимо, правда что-то в воздухе было, какая-нибудь космическая погода менялась. На этой неделе такая погода «влияла» и на неодушевлённые материи: приключение с микроволновкой, отключение туалетов, ремонт каких-то проводов в прихожей, дрель за стеной… Усталость, мигрень – и какое-то великое удовлетворение от правильной завершённости этого сложного дня.
В пятницу отмечали день рождения Варечки, угощались, репетировали танец к ярмарке под руководством Поси и Глаши, встречались с нашими родителями для индивидуальных бесед. Нравятся мне наши родители. Наши дети. Наши трудности даже! – ведь именно проходя через них, да и вообще благодаря им ещё больше понимаешь, как наше «предприятие» благотворно и жизнеспособно.
Мы есть.
Tags: ИРИС, Москва, воспитание, дети, образование, обучение, психология, семейная школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments