mom_of_mankind (mom_of_mankind) wrote in internal_child,
mom_of_mankind
mom_of_mankind
internal_child

12.10-16.10 ИРИС

Мифология в понедельник была с утра.
До этого в игре случайно включили сашино обострённое чувство справедливости и пережили маленький скандальчик.
Но на утренние занятия это не повлияло. Повлияло на последующие занятия непонятно, что – понедельник, погода, демисезонная подпростуженность большинства детей – но, по слухам, стонов и протестного поведения было многовато на единицу времени.
Добрались до первых людей, и нежданно-негаданно народ «проснулся» в сторону религий! Причём и в младшей группе. Пришло осознание, что мы обсуждаем не сказочки, а мифы, то есть истории, с какой-то целью придуманные людьми на основе олицетворений (персонификаций) происходящего в природе и в человеческой истории. То есть когда речь шла о силах природы, музах и богах, взаимодействующих между собой, вопросов не возникало. А «ввели» людей – и тема стала религиозной. Младшие взялись рисовать своих богов, от «действующих» до «бога школы» и других, придуманных детьми. Предложили сами, корпели весь урок, пока слушали и обсуждали. Старшие заговорили про терроризм и ислам (может, услышали о последних событиях в Израиле, а может, просто тема такая острая), иудаизм и христианство, веру и не-веру вообще, толерантность и всякое уважение – затронули вопросы крови, а мне в тему было после знакомства пару дней назад со старославянскими обрядами запустить вопросы типа «а какой ты «чисто-русский», из кривичей? вятичей? варягов? финно-угор?». Младшие тоже делились своими думами и предпочтениями (кто-то -  шёпотом, и это важно).
Нужно понимать, что темы как будто родились из воздуха. Я ни в коей мере не поощряла и не инициировала эти разговоры. Это удивительно, куда иногда заводит какая-нибудь фраза из книги. В этот раз, видимо, спусковым механизмом явились словосочетания «сотворённые богами» и «создатель людей».
Как я и ожидала, мнение о «худших людях» железного века вызвало некоторое возмущение, ропот. О втором благодетельстве Прометея, давшему людям «пищу», тоже отозвались скептически: а что, мол, нельзя на овощах-злаках прожить, обязательно надо было мясо оставлять? Действительно, вопрос!
Этические вопросы разворачивались в полную силу: бывает ли ложь допустимой и даже необходимой, как это - красть во благо и лгать во спасение, принимая неизбежность наказания,  что считать благодеянием, можно ли «быть для всех хорошим». Маша-маленькая активно объясняла свою позицию, приводила примеры. Элис тоже блистала остроумием. Никита проявлял недюжинную памятливость, как будто заменяя заболевшего Ярика, показывал эрудированность. Дети торопили «дальше, дальше» - им хотелось узнать, что сталось с Прометеем. Обиделись, что я не открыла им третью тайну. Обещали подумать, что бы это могло быть. Обещали даже не смотреть в википедии J
Старшим в этот раз я не позволила рисовать, договорились, что попробуем освоить «лекционный формат», «по-взрослому»: кто хочет, может конспектировать, записывать планы и ключевые слова, кто нет – просто будет слушать. Девочки выбрали художественную резьбу по бумаге (записывали, но с вензельками, рюшечками и узорчиками ручками разных цветов – я намекнула, что «узоры-на-полях – можно, как же без них», вот и расстарались), парни сидели и слушали, Ник даже клал голову на стол, что не мешало ему участововать в беседе и гулко из-под руки задавать интересующие его вопросы. Было много социальной психологии, капелька анатомии (печень – орган, действительно способный к регенерации), чуть-чуть истории религии, а в следующий раз добавим старшим гекзаметры-пентаметры и разные элегические дистихи (не так страшно, конечно, просто повоем Эсхила в простынях – об этом тоже целая тема развернулась со старшими, про «приличное»-«неприличное», вдруг предположили, что надо будет раздеваться – раз такое «бесчинство» в Греции творилось, - и разные истории про казусы с порванными штанами и оторвавшимися лямочками) - или не добавим. Будет видно.
Во вторник к нам приезжала Ольга Леонидовна Соболева, фея словесности. Пообщалась с родителями, поиграла детьми, подписала учебники.
А потом я ушла в вынужденный отпуск – заболел младший сын. Обеспечила детям отдых от всяческой музыки. Правда, говорят, Алиски умудрились поссориться на почве представления с музыкальными инструментами для ярмарки…
Tags: ИРИС, Москва, дети, обучение, семейная школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments